Руководители научно-образовательной школы МГУ «Мозг» приняли участие в неделе нейротехнологий и когнитивных наук в Москве, которая прошла в рамках года науки и технологий в России.
Неделя была посвящена человеческому мозгу и психике, их изучению, а также технологиям, расширяющим возможности мозга. Как развивается эта отрасль знаний в России? Какие вызовы и перспективы стоят перед учёными и исследователями? Где получить профильное образование? Как планировать свою профессиональную траекторию в этой области?
В рамках мероприятия декан факультета ВМК МГУ академик РАН И.А. Соколов рассказал о новой структурной единице — Научно-образовательной школе, которая призвана объединить активности в области мозга, когнитивных систем и искусственного интеллекта. Он остановился на направлениях научно-образовательной деятельности школы и отметил, что помимо магистерских программ, школа также ориентирована на подготовку специалистов, начиная с младших курсов. В частности, на факультете вычислительной математики и кибернетики запущена академическая программа по направлению «Искусственный интеллект».
«Говоря о том, что данная программа академическая, мы хотели подчеркнуть, что ее основным приоритетом являются фундаментальные знания. В результате освоения программы мы получим специалиста в области искусственного интеллекта с углублённым знаем математических методов, компьютерных технологий или программной реализации технологий ИИ», — отметил в своём выступлении Игорь Соколов.
Директор Института перспективных исследований мозга МГУ академик РАН К.В. Анохин посвятил своё выступление рассказу о флагманском проекте школы, направленном на исследования принципов кодирования когнитивной информации головным мозгом. Академик отметил, что вышеуказанный проект не охватывает весь спектр исследований по направлению «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект», но служит своего рода точкой кристаллизации данных исследований.
«Это новаторская вещь, и одна из ее сложностей состоит в том, что в таких исследованиях участвуют люди с абсолютно разной профессиональной подготовкой. Мы рассматриваем Школы как экспериментальные площадки для выработки или отработки… нового языка, позволяющего исследовать, как клетки головного мозга создают разум и интеллектуальные процессы, каковы эти принципы, выраженные в терминах математики и перенесённые на другие материальные субстраты. Это требует совершенно нового поколения учёных и исследователей», — добавил Константин Анохин.