11:00. Лекция Ивашкиной Ольги Игоревны «Такая разная память: от езды на велосипеде до ложной памяти»
Из лекции вы узнаете, как мы запоминаем и сохраняем в памяти огромное количество фактов, событий, деталей. Что происходит с мозгом и его отдельными клетками — нейронами в момент, когда мы учимся чему-то новому, и каким образом это может сохраняться на многие годы. Может ли память обманывать нас, и можем ли мы создавать ложные воспоминания. Почему ученые сейчас думают об устройстве памяти именно та, к и как в течение времени складывалась эта точка зрения, какие эксперименты по изучению памяти проводят в лабораториях.
12:10. Лекция Лазуткина Александра Алексеевича «О том, как новые нейроны старую парадигму побороли»
Долгое время считалось, что все нервные клетки в организме закладываются еще в утробе матери, и новые нейроны не появляются во взрослом мозге. Открытия последних лет готовы поспорить с этой старой парадигмой...и победить. А заодно и задать новые вопросы к нашему мозгу. Зачем ему нужны новые нейроны? Мозг все-таки способен к восстановлению? Или новые нейроны как-то участвуют в его функционировании?
13:20. Лекция Сотскова Владимира Павловича «Современные оптические методы регистрации активности нейронов»
Возможность наблюдать за отдельными нейронами в живом организме чрезвычайно важна для понимания принципов работы мозга. Однако, это представляет собой весьма сложную задачу, и для её решения приходится использовать передовые достижения оптических технологий. В ходе лекции вы узнаете о современных методах, позволяющих в буквальном смысле слова "подсматривать" за работой нейронов в живых бодрствующих животных.
14:30. Лекция Беседина Артема Петровича «Гордиев узел сознания: рубить нельзя распутывать»
Эмпирические исследования сознания отличаются большей чувствительностью к философским аргументам и теориям, чем многие другие области естественных наук. Исследуя другие естественные явления, ученый не ставит под сомнения само их существование, а в случае с сознанием от принимаемых исследователем философских установок зависит то, каков предмет его исследования и существует ли он. Сознание должно быть предметом исследования естественных наук, но это предмет оказывается неподатливым и во многих отношениях необычным. В лекции я расскажу о том, почему сознание сопротивляется естественнонаучному объяснению и какие у нас есть основания вынести его за пределы физического мира, как можно попытаться решить проблему сознания одним ударом при помощи иллюзионизма и чем отличаются фундаментальные теории сознания от эмпирических.