Научно-образовательные школы Московского университета

Лекция «Вычислительные теории сознания и проблема понимания»

Мозг
10 апреля 2021 года в 12:30 состоится лекция доктора философских наук, доцента кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ Елены Косиловой «Вычислительные теории сознания и проблема понимания» .

Это первый семинар из цикла мероприятий междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы и искусственный интеллект» от лучших учёных Московского университета.

В ходе дискуссии будут рассмотрены проблемы синтаксической и семантической работы сознания. Вычислительные теории сознания (ВТС) берут свое начало от концепции Алана Тьюринга, однако, несмотря на то, что позиция Хиллари Патнема близка к вышеуказанной теории и согласно ему, все научно важное происходит на формально-синтаксическом уровне, имеются и возражения против ВТС.
Так, при рассмотрении языка мышления может оказаться, что его символы связаны с образами. Так называемый «репрезентативизм» вводит понятие интенциональности сознания, споря с элиминативизмом, который сводит состояния сознания к поведению или состояниям мозга.
Важнейшей вехой в критике ВТС считается аргумент Дж. Серла «Китайская комната», в котором речь идет о мысленном эксперименте в области философии сознания и философии искусственного интеллекта, впервые опубликованном в 1980 году. Цель эксперимента состояла в опровержении утверждения о том, что цифровая машина, наделённая «искусственным интеллектом» путём её программирования определённым образом, способна обладать сознанием в том же смысле, в котором им обладает человек.
Синтаксические теории понимания имеют связь с прагматическими теориями, например, в логическом бихевиоризме и в элиминативизме. Можно отметить Г. Райл и У. Куайн — представителей прагматического направления, близкого к вычислительным теориям сознания. Однако многие ученые и философы не согласны как с чисто синтаксическим, так и с прагматическим подходами к пониманию. В. Гейзенберг, Г. Вейль и Э. Гуссерль ставили вопрос о понимании в науке, и считали, что оно не сводится к манипулированию символами, а требует особого понимание смысла производимых действий. То же самое можно сказать о понимании другого в феноменологии: оно невозможно без вчувствования, попыток ощутить переживания другого индивида. Хотя знание и возможно без понимания, однако человек стремится к пониманию, которое не является чисто формальным феноменом.

Трансляция: https://www.youtube.com/watch?v=pRissRJzpsE