В международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция на тему «К 270-летию МГУ имени М. В. Ломоносова: фундаментальные и прикладные исследования космоса». Ученые Московского университета рассказали об уникальных космических проектах вуза: «Созвездии-270», электрореактивном двигателе для полетов на сверхнизких околоземных орбитах, миссии «МГУ-270» и других.
Ученые назвали предстоящую космическую миссию «МГУ-270» якорным проектом большой науки. Подробнее о нем рассказал координатор научно-образовательной школы МГУ «Фундаментальные и прикладные исследования космоса», декан факультета космических исследований МГУ Василий Сазонов: «Проект назван в честь 270-летия МГУ, которое мы будем отмечать в следующем году. „МГУ-270“ — это создание и запуск внеатмосферного телескопа для изучения свойств экзопланет. Если мы в 2028 году осуществим этот проект, то в течение последующих пяти лет этот телескоп будет самым мощным свободным телескопом подобного класса и первым телескопом, который запущен вузом. Кстати, в 2005 году мы были первым вузом, запустившим собственный спутник».
Еще один амбициозный проект Московского университета — «Созвездие-270»: к юбилею МГУ в космос планируется запустить группировку из 20 (10 из них уже запущены) научных спутников формата CubeSat с наземным контуром управления и пятью приемными станциями, расположенными от Калининграда до Камчатки. Ученые МГУ ведут работу с зарубежными университетами по включению их спутников в проект «Созвездие-270».
Московский университет также участвует в пилотируемой космической программе и в настоящее время проводит космические эксперименты по гальванической стимуляции вестибулярной системы космонавта и созданию космической оранжереи нового типа для выращивания пищевых растений на МКС / РОСС.
Еще одним прорывным космическом проектом МГУ ученые называли создание прямоточного воздушного электрореактивного двигателя для полета на ультранизких околоземных орбитах. Этот новый в мировой практике космический проект позволит заселить ультранизкие орбиты спутниками с возобновляемыми ресурсами.
«Воздушно-реактивные двигатели, которые являются сердцем этого проекта, могут работать только на восполняемых ресурсах. Достигнутый уровень технологической готовности позволяет рассчитывать на проведение летного эксперимента с демонстратором, который будет изготовлен в течение ближайших двух лет», — рассказал ведущий научный сотрудник факультета космических исследований МГУ Александр Филатьев.
Доцент кафедры инженерной механики и прикладной математики механико-математического факультета МГУ Артем Якунчиков рассказал об исследовании аэродинамики спутников на сверхнизких орбитах Земли, которые выполняются в НОШ МГУ «Космос».
Размещение спутников на таких орбитах имеет ряд преимуществ, но сопряжено с несколькими техническими и фундаментальными проблемами, решением которых совместно занимаются на факультете космических исследований, механико-математическом и физическом факультетах МГУ. Одна из таких проблем — это аэродинамическое сопротивление аппарата, которое необходимо компенсировать тягой двигателя. Для этого необходимо обеспечить двигатель электроэнергией и рабочим телом, то есть той массой, которая будет выбрасываться из сопла двигателя, создавая тягу.
«Красота этой концепции состоит в том, что рабочее тело для двигателя мы будем брать прямо из набегающего потока, установив на аппарат воздухозаборник. Он должен захватить часть набегающего потока, уплотнить его и привести к тем параметрам, которые пригодны для подачи в ионизационную камеру двигателя. Вот здесь и возникает аэродинамика, причем не только внешняя аэродинамика (надо понять, какая должна быть форма аппарата, чтобы снизить эту нагрузку), но и более интересная и сложная задача внутренней аэродинамики — предсказать, как этот газ будет течь и уплотняться во внутреннем тракте аппарата», — пояснил Артем Якунчиков.
В пресс-конференции также приняли участие координатор научно-образовательных школ МГУ Петр Каменский, заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ Владислав Оседло, доцент факультета космических исследований МГУ Иван Самыловский.
Посмотреть видеозапись пресс-конференции «К 270-летию МГУ им. М. В. Ломоносова: фундаментальные и прикладные исследования космоса» можно на сайте МИА «Россия сегодня».
Источник
Ученые назвали предстоящую космическую миссию «МГУ-270» якорным проектом большой науки. Подробнее о нем рассказал координатор научно-образовательной школы МГУ «Фундаментальные и прикладные исследования космоса», декан факультета космических исследований МГУ Василий Сазонов: «Проект назван в честь 270-летия МГУ, которое мы будем отмечать в следующем году. „МГУ-270“ — это создание и запуск внеатмосферного телескопа для изучения свойств экзопланет. Если мы в 2028 году осуществим этот проект, то в течение последующих пяти лет этот телескоп будет самым мощным свободным телескопом подобного класса и первым телескопом, который запущен вузом. Кстати, в 2005 году мы были первым вузом, запустившим собственный спутник».
Еще один амбициозный проект Московского университета — «Созвездие-270»: к юбилею МГУ в космос планируется запустить группировку из 20 (10 из них уже запущены) научных спутников формата CubeSat с наземным контуром управления и пятью приемными станциями, расположенными от Калининграда до Камчатки. Ученые МГУ ведут работу с зарубежными университетами по включению их спутников в проект «Созвездие-270».
Московский университет также участвует в пилотируемой космической программе и в настоящее время проводит космические эксперименты по гальванической стимуляции вестибулярной системы космонавта и созданию космической оранжереи нового типа для выращивания пищевых растений на МКС / РОСС.
Еще одним прорывным космическом проектом МГУ ученые называли создание прямоточного воздушного электрореактивного двигателя для полета на ультранизких околоземных орбитах. Этот новый в мировой практике космический проект позволит заселить ультранизкие орбиты спутниками с возобновляемыми ресурсами.
«Воздушно-реактивные двигатели, которые являются сердцем этого проекта, могут работать только на восполняемых ресурсах. Достигнутый уровень технологической готовности позволяет рассчитывать на проведение летного эксперимента с демонстратором, который будет изготовлен в течение ближайших двух лет», — рассказал ведущий научный сотрудник факультета космических исследований МГУ Александр Филатьев.
Доцент кафедры инженерной механики и прикладной математики механико-математического факультета МГУ Артем Якунчиков рассказал об исследовании аэродинамики спутников на сверхнизких орбитах Земли, которые выполняются в НОШ МГУ «Космос».
Размещение спутников на таких орбитах имеет ряд преимуществ, но сопряжено с несколькими техническими и фундаментальными проблемами, решением которых совместно занимаются на факультете космических исследований, механико-математическом и физическом факультетах МГУ. Одна из таких проблем — это аэродинамическое сопротивление аппарата, которое необходимо компенсировать тягой двигателя. Для этого необходимо обеспечить двигатель электроэнергией и рабочим телом, то есть той массой, которая будет выбрасываться из сопла двигателя, создавая тягу.
«Красота этой концепции состоит в том, что рабочее тело для двигателя мы будем брать прямо из набегающего потока, установив на аппарат воздухозаборник. Он должен захватить часть набегающего потока, уплотнить его и привести к тем параметрам, которые пригодны для подачи в ионизационную камеру двигателя. Вот здесь и возникает аэродинамика, причем не только внешняя аэродинамика (надо понять, какая должна быть форма аппарата, чтобы снизить эту нагрузку), но и более интересная и сложная задача внутренней аэродинамики — предсказать, как этот газ будет течь и уплотняться во внутреннем тракте аппарата», — пояснил Артем Якунчиков.
В пресс-конференции также приняли участие координатор научно-образовательных школ МГУ Петр Каменский, заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ Владислав Оседло, доцент факультета космических исследований МГУ Иван Самыловский.
Посмотреть видеозапись пресс-конференции «К 270-летию МГУ им. М. В. Ломоносова: фундаментальные и прикладные исследования космоса» можно на сайте МИА «Россия сегодня».
Источник