В Москве, Казани и Сочи было проведено комплексное исследование, позволившее определить, как влияет продолжительность посещения детских садов на формирование и развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста. Исследование стало частью проекта «Междисциплинарное изучение современных миграций: новые аналитические подходы» № 23-Ш02-11, в авторский коллектив которого входят представители исторического, географического, психологического и юридического факультетов Московского университета. Полученные результаты аккумулированы в статье, опубликованной в «Вестнике Московского университета. Серия 14. Психология».
Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Этим вопросом часто задаются родители. Ведь сейчас есть широкие возможности для когнитивного и эмоционального развития ребенка: можно нанять няню, водить ребенка в кружки и др., а в детском саду ребенок может не поладить с воспитателем или другими детьми… Однако психологические исследования показывают, что ситуация не так очевидна.
В результате исследования, которое было проведено на анализе выборки 947 детей в возрасте 4-7 лет, опрошенных в Москве, Казани и Сочи, показано, что чем дольше ребенок посещает детский сад, тем лучше у него развиваются важнейшие для школьного обучения навыки саморегуляции. Ученые Московского университета выяснили, что дети, которые посещали детский сад более года, гораздо лучше контролируют свои поведенческие импульсы. «Таким детям проще усидеть за партой или сначала поднимать руку перед ответом на вопрос в отличие от тех, кто был в детском саду меньше времени», — отмечает Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
Также дети с большим опытом посещения детского сада лучше запоминают информацию на слух, что помогает им лучше воспринимать слова воспитателя и усваивать материал на занятиях. Это связано с тем, что в группах у ребенка формируется необходимость контролировать свое поведение и учиться слышать и запоминать нужную информацию.
При этом зрительная память — способность запоминать визуальные объекты — не зависит от продолжительности пребывания в детском саду.
«Действительно, заниматься развитием ребенка можно и дома, но опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми в специально организованной среде детского сада помогает ему осознать важность полученного умения слышать взрослых и необходимости регулировать свое поведение», — говорит Оксана Солопова, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций, заместитель декана исторического факультета МГУ.
Исследование выполнено в рамках НОШ МГУ «Культурное наследие» под научным руководством заместителя декана, руководителя лаборатории истории диаспор и миграций истфака МГУ Оксаны Солоповой и заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Вераксы. Более подробно с опубликованным исследованием можно ознакомиться по ссылке https://msupsyj.ru/articles/article/10147/.