В № 4 журнала «Вестник антропологии» за 2024 год опубликована статья «Язык как средство коммуникации и репрезентации идентичности этнопрофессиональной группы филологов-удмуртоведов», подготовленная участниками проекта «От Поволжья до Кавказа: языковое и культурное многообразие Центра и Юга России», который реализуется совместными усилиями этнологов и лингвистов Московского университета в рамках НОШ «Культурное наследие». Работа ученых опирается на материалы, полученные в ходе полевого исследования декабря 2023 года в г. Ижевске и районах проживания южных удмуртов Удмуртской Республики.
Исследование, целью которого было изучить функционирование удмуртского языка в среде профессионального сообщества филологов-удмуртоведов, включало в себя социолингвистическое анкетирование городского и сельского населения разных возрастов и профессий, а также интервьюирование респондентов. В частности, ученым удалось проанкетировать студентов и преподавателей Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Опрошенные — ученые-филологи или студенты, получающие образование по направлению «Преподавание филологических дисциплин», большинство из которых удмурты, рожденные в разных районах республики. Выбранное сообщество интересно для комплексного этнологического и социолингвистического анализа по нескольким причинам. Во-первых, на примере студентов и сотрудников вуза можно обследовать функционирование удмуртского языка в рамках профессионального сообщества филологов. Во-вторых, изучаемое городское сообщество состоит из рожденных в разных районах Удмуртии, зачастую выходцев из сельской местности, говорящих на разных диалектах и говорах. Его представители — сбалансированные билингвы, использующие и русский и удмуртский в своих языковых практиках. Если удмуртский является родным языком, усвоенным в детском возрасте, то русский язык в основном фигурирует в официальных сферах и в совершенстве усваивается носителями уже в детских садах или школах. В отличие от значительной части современных городских удмуртов, опрошенные не перестают использовать удмуртский даже в урбанистической среде, так как сохраняют тесные связи с коллегами-удмуртами. Более того, если большинство удмуртов после переезда в город реже используют удмуртский язык и отмечает падение навыков владения им, то студенты-филологи, напротив, полагают, что их уровень знания удмуртского языка вырос. Таким образом, для языковой среды Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики язык выполняет функции репрезентации этнической идентичности, констративной самоидентификации группы (contrastive identity), а использование языка создает ощущение причастности к общему кругу. Удмуртский язык используется и как средство коммуникации с коллегами, и как объект профессиональной (научно-исследовательской, преподавательской) деятельности.
Исследование, целью которого было изучить функционирование удмуртского языка в среде профессионального сообщества филологов-удмуртоведов, включало в себя социолингвистическое анкетирование городского и сельского населения разных возрастов и профессий, а также интервьюирование респондентов. В частности, ученым удалось проанкетировать студентов и преподавателей Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Опрошенные — ученые-филологи или студенты, получающие образование по направлению «Преподавание филологических дисциплин», большинство из которых удмурты, рожденные в разных районах республики. Выбранное сообщество интересно для комплексного этнологического и социолингвистического анализа по нескольким причинам. Во-первых, на примере студентов и сотрудников вуза можно обследовать функционирование удмуртского языка в рамках профессионального сообщества филологов. Во-вторых, изучаемое городское сообщество состоит из рожденных в разных районах Удмуртии, зачастую выходцев из сельской местности, говорящих на разных диалектах и говорах. Его представители — сбалансированные билингвы, использующие и русский и удмуртский в своих языковых практиках. Если удмуртский является родным языком, усвоенным в детском возрасте, то русский язык в основном фигурирует в официальных сферах и в совершенстве усваивается носителями уже в детских садах или школах. В отличие от значительной части современных городских удмуртов, опрошенные не перестают использовать удмуртский даже в урбанистической среде, так как сохраняют тесные связи с коллегами-удмуртами. Более того, если большинство удмуртов после переезда в город реже используют удмуртский язык и отмечает падение навыков владения им, то студенты-филологи, напротив, полагают, что их уровень знания удмуртского языка вырос. Таким образом, для языковой среды Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики язык выполняет функции репрезентации этнической идентичности, констративной самоидентификации группы (contrastive identity), а использование языка создает ощущение причастности к общему кругу. Удмуртский язык используется и как средство коммуникации с коллегами, и как объект профессиональной (научно-исследовательской, преподавательской) деятельности.