Научно-образовательные школы Московского университета

От панегирика до диффамации: политический язык советской пропаганды 1920–1930-х гг. в периодике

Культурное наследие
Тема конфликтных аспектов политического дискурса всегда находилась в зоне исследовательских интересов. Проблема осуществления властных функций дискурсивными способами представляется исключительно важной для понимания особенностей политического процесса в разные времена и в разных социумах. Детальное рассмотрение этой проблемы позволяет выявить не только внешние, очевидные, но и скрытые механизмы принятия и реализации властных решений. С позиций уже сложившихся в исследовательском поле методологических установок для достраивания имеющихся представлений о межвоенном СССР, его власти и обществе представляется результативным рассмотреть язык и методы советской пропаганды в средствах массовой информации 1920−1930-х гг.

Исследование выполнено при поддержке Программы развития МГУ в рамках проекта № 23-Ш02−16 «Конфликт и медиа: теоретические, исторические, социокультурные и коммуникативные аспекты» НОШ «Культурное наследие» исследователями исторического факультета, а также факультетов журналистики, психологии и искусств. Его результаты опубликованы в журнале «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви».

В статье на основании материалов периодической печати выбранного периода рассматриваются дискурсивные приемы советской пропаганды, применявшиеся в межвоенный период в СССР для формирования благоприятной идеологической среды, укрепления мировоззренческих установок советских людей, моделирования их симпатий и антипатий, создания приподнятого, «боевого» настроения в массах.

«Очень важное место на страницах газет и журналов уделялось обоснованию общей политической линии, мер стратегического характера или демонстрации потенциала советской социально-политической системы. Не менее важным фронтом идеологической работы советской прессы являлось создание позитивного облика политических институтов нового общества, в особенности партии, с каждым годом все в большей степени приобретавшей черты властного гегемона», — считает профессор кафедры истории России XIX века — начала XX века исторического факультета Д.А. Андреев.

Важной стороной советской пропаганды этого времени было создание образа врага, который играл важную роль в сплочении населения вокруг лозунга строительства социализма и действовавшей власти. Руководство страны стремилось одновременно продемонстрировать советским гражданам силу и коварство противника и в то же время его историческую обреченность. Крайне важной частью работы пропагандистского аппарата являлось «разоблачение» скрытых «внутренних» врагов.

Таким образом, исследование показало, что советский пропагандистский аппарат пытался воздействовать на население по очень широкому спектру вопросов — от экономической жизни до быта. При этом к середине 1930-х гг. приоритетной целью для пропаганды стало стимулирование любви и преданности к существующему строю и его вождям, готовности совершать трудовые и военные подвиги ради благополучия страны.