Научно-образовательные школы Московского университета

Ученые МГУ выяснили, кем гордятся диаспоры

Культурное наследие
В рамках реализации междисциплинарного научного проекта «Междисциплинарное изучение современных миграций: новые аналитические подходы» НОШ МГУ «Культурное наследие», поддержанного Программой развития МГУ, авторским коллективом историков, географов, психологов, юристов МГУ летом-осенью 2024 года был проведен опрос, который выявил спорадические и устоявшиеся тенденции восприятия культурно-исторической традиции России мигрантским сообществом.

11 и 12 октября на площадке Института истории Санкт-Петербургского университета состоялась работа секции «Личность в истории: взгляд из диаспоры» Третьего Международного Петербургского исторического Форума. В рамках заседания сотрудники историки исторического факультета МГУ озвучили первые результаты проведенного летом-осенью 2024 года полевого исследования по означенной тематике.

Целью проведенного исследования стало определение исторических маркеров, которые влияют на сознание членов диаспор, формируют определенные психологические, поведенческие, идеологические установки, восприятие историко-культурных традиции России диаспоральным и мигрантским сообществами.

Опрос был проведен в рамках проекта №23-Ш02-11 «Междисциплинарное изучение современных миграций: новые аналитические подходы» под научным руководством заместителя декана, руководителя лаборатории истории диаспор и миграций истфака МГУ Оксаны Солоповой и заведующего кафедрой психологии образования и педагогики психологического факультета МГУ Александра Вераксы, поддержанного Программой развития МГУ.

«Результаты опроса подчеркивают важность культурной интеграции, указывают на необходимость дальнейшего исследования степени освоения мигрантами историко-культурным потенциалом и наследием России, реалий межкультурного диалога», – отметила со-руководитель проекта заместитель декана, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ Оксана Солопова.

В свою очередь, со-руководитель проекта заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса заметил: «Интересны и значимы результаты опроса, касающиеся определения психологических установок в диаспоральном и миграционном сообществах. Анализ этих данных имеет не только научное, но и прикладное значение».