Научно-образовательные школы Московского университета

В МГУ изучили, как семья и друзья влияют на желание студентов начать свой бизнес

Математика
В рамках XIX Всероссийского Фестиваля НАУКА 0+ на круглом столе «Управление ресурсами и социально-экономическое развитие государства и общества» коллектив ученых экономического факультета, факультета государственного управления, Института математических исследований сложных систем МГУ рассказал об исследовании предпринимательских намерений студентов Московского университета. Исследование проводилось в рамках НОШ МГУ «Математика» (проект № 24-Ш05−08 «Исследование процессов трансформации взаимодействия государства и общества в условиях формирования нового миропорядка»).

Авторы в течение нескольких лет проводили опросы студентов различных факультетов МГУ, проходивших курсы по предпринимательству и созданию технологичных стартапов. Это позволило собрать базу из 1917 респондентов, на основе чьих ответов была проверена связь между желанием студента открывать свой бизнес и его социальным окружением: семья и друзья.

Среди получившейся выборки 5% студентов уже имеют свой бизнес, а 11% находятся в процессе его открытия. Также примерно по 20% студентов хотят открыть бизнес в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Еще 19% студентов ответили, что не хотят открыть бизнес либо еще не определились. Важно отметить, что в опросе принимали участие студенты, имеющие определенный интерес к теме предпринимательства и выбравшие профильные по этой тематике курсы.

Среди студентов, у которых есть в окружении друзья-предприниматели, почти в 2,5 раза выше количество начавших бизнес или находящихся в процессе его открытия. В среднем среди тех, у кого нет в окружении друзей предпринимателей, ниже мотивация для создания бизнеса либо эти студенты откладывают открытие своего дела на долгосрочную перспективу. Так, 93% респондентов, уже открывших бизнес, имеют друзей-предпринимателей, а также 82% студентов имеют в семье предпринимателей, что подтверждает сильное влияние семейного окружения и возможной поддержки со стороны родителей начинающих предпринимателей.

Те, кто только планирует свой бизнес, отмечают, что для его начала им чаще всего не хватает инвестиций (этот пункт отметили 59% респондентов из данной категории), команды (41%), классной бизнес-идеи (39%), юридической поддержки (31%) и партнера по бизнесу (30%).

Среди тех, кто уже создал свой бизнес или находятся прямо сейчас в процессе его открытия, 44% отмечают им не хватает инвестиций, 39% - команды, на третьем месте среди потребностей — юридическая поддержка (ее нехватку отметили 31%), на четвертом и пятом местах — советы опытных бизнесменов (30%) и наличие бизнес-идеи (26%).

Наталия Иващенко, соруководитель проекта № 24-Ш05−08 «Исследование процессов трансформации взаимодействия государства и общества в условиях формирования нового миропорядка, отмечает: «Данное исследование помогает нам лучше проектировать экосистему поддержки молодежного инновационного предпринимательства в Московском Университете, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленного на популяризацию и вовлечение студентов и молодых ученых в создание и развитие технологических стартапов и систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности».

«Такие исследования в современной экономике России имеют очень важное значение как для развития человеческого капитала, так и общества в целом. Формирование эффективной инновационной предпринимательской среды в России, рост доли малого и среднего бизнеса имеет важное значение для развития экономики, особенно в условиях формирования нового мирового порядка. В рамках исследования подготовлена научная статья, которая будет опубликована в пятом номере журнала «Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика», — отметил Александр Воронов, соруководитель проекта, профессор факультета государственного управления МГУ.