Ученые факультета государственного управления и Института математических исследований сложных систем провели комплексное исследование, направленное на определение взаимосвязи и распространения новых цифровых технологий и явлений в социально-экономической и политической сферах России. Его результаты были представлены в рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ 11 октября 2024 года на площадке Московского университета.
Исследование выявило перспективы и возможности развития бизнеса в информационной среде, связанного с увеличением количества предпринимателей и самозанятых в экономике, созданием новых рабочих мест, увеличением доступности образовательных ресурсов, ростом предпринимательской и инновационной активности населения, снижением издержек бизнеса и экологической нагрузки на окружающую среду. В то же время, расширение такой предпринимательской среды, получившей название «инфобизнес», связано с рядом угроз для общества.
«Наше исследование показало, что цифровые технологии не всегда являются нейтральными, их применение может приводить к увеличению существующего неравенства, к появлению таких негативных явлений, связанных с реализацией бизнес-проектов в информационной среде, как “инфоцыганство”, “интеллектуальное загрязнение общества”, “продажа воздуха”, – отмечает профессор факультета государственного управления МГУ Любовь Орлова. – Проведенный нами выборочный опрос показал, что около 45% респондентов в том или ином виде приобретают продукты информационного бизнеса, при этом, треть опрошенных не изучает состояние рынка и информацию о продукте (31%) и примерно у такого же количества респондентов ожидания относительно качества и результата продукта не оправдались (30,3%). Каждый десятый респондент признался, что ему был нанесен ущерб в результате приобретения продукта инфобизнеса/»
«Инфоцыганство представляет собой крайнюю форму инфобизнеса, характеризующуюся необоснованными обещаниями, манипулятивными техниками продаж и низким качеством предоставляемой информации. Грань между законным инфобизнесом и инфоцыганством часто размыта и определяется этичностью ведения бизнеса, реалистичностью обещаний и качеством предоставляемых услуг. Именно такой дуалистический подход к изучению инфобизнеса, описание его функционирования в информационной среде как рынка с низкими входными барьерами и издержками производства, выделение особенностей ценообразования на продукт инфобизнеса и возникновение так называемой инфрамаржинальной информационной ренты на фоне неудовлетворенных потребностей в «быстрых знаниях», позволил выделить необходимостьмоделирования и государственного регулирования этих процессов», – добавляет профессор факультета государственного управления МГУ Александр Воронов.
Исследование предлагает несколько направлений государственного регулирования бизнеса в информационной среде, связанных с лицензированием и профессиональной аккредитацией образовательных продуктов, предоставляемых в информационной среде, с изменением структуры предъявляемого спроса на продукты инфобизнеса, повышением эффективности работы институтов налогового контроля. Исследование проведено в рамках НОШ МГУ «Математика». Его результаты приняты к публикации в научном журнале «Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления».
Исследование выявило перспективы и возможности развития бизнеса в информационной среде, связанного с увеличением количества предпринимателей и самозанятых в экономике, созданием новых рабочих мест, увеличением доступности образовательных ресурсов, ростом предпринимательской и инновационной активности населения, снижением издержек бизнеса и экологической нагрузки на окружающую среду. В то же время, расширение такой предпринимательской среды, получившей название «инфобизнес», связано с рядом угроз для общества.
«Наше исследование показало, что цифровые технологии не всегда являются нейтральными, их применение может приводить к увеличению существующего неравенства, к появлению таких негативных явлений, связанных с реализацией бизнес-проектов в информационной среде, как “инфоцыганство”, “интеллектуальное загрязнение общества”, “продажа воздуха”, – отмечает профессор факультета государственного управления МГУ Любовь Орлова. – Проведенный нами выборочный опрос показал, что около 45% респондентов в том или ином виде приобретают продукты информационного бизнеса, при этом, треть опрошенных не изучает состояние рынка и информацию о продукте (31%) и примерно у такого же количества респондентов ожидания относительно качества и результата продукта не оправдались (30,3%). Каждый десятый респондент признался, что ему был нанесен ущерб в результате приобретения продукта инфобизнеса/»
«Инфоцыганство представляет собой крайнюю форму инфобизнеса, характеризующуюся необоснованными обещаниями, манипулятивными техниками продаж и низким качеством предоставляемой информации. Грань между законным инфобизнесом и инфоцыганством часто размыта и определяется этичностью ведения бизнеса, реалистичностью обещаний и качеством предоставляемых услуг. Именно такой дуалистический подход к изучению инфобизнеса, описание его функционирования в информационной среде как рынка с низкими входными барьерами и издержками производства, выделение особенностей ценообразования на продукт инфобизнеса и возникновение так называемой инфрамаржинальной информационной ренты на фоне неудовлетворенных потребностей в «быстрых знаниях», позволил выделить необходимостьмоделирования и государственного регулирования этих процессов», – добавляет профессор факультета государственного управления МГУ Александр Воронов.
Исследование предлагает несколько направлений государственного регулирования бизнеса в информационной среде, связанных с лицензированием и профессиональной аккредитацией образовательных продуктов, предоставляемых в информационной среде, с изменением структуры предъявляемого спроса на продукты инфобизнеса, повышением эффективности работы институтов налогового контроля. Исследование проведено в рамках НОШ МГУ «Математика». Его результаты приняты к публикации в научном журнале «Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления».