Сотрудники факультета глобальных процессов МГУ и филиала МГУ в г. Севастополе подступили к проблеме математизации принятия морального выбора, основанной на развитии подхода, предложенного В.А.Лефевром. Особенностью исследования является то, что на языке моделей рассмотрена ситуация манипулирования сознанием, сформулирован закон снижения «моральности» общества, состоящего из так называемых свободных субъектов (то есть таких, кто стремятся действовать в соответствии со своими интенциями и соответствовать в своих действиях образу своего «я»). Приведены случаи, при которых субъект при принятии решений ориентируется на свое индивидуальное восприятие внешнего мира (которое может быть искаженным, например, вследствие внешнего целенаправленного информационного воздействия на субъекта и манипулирования его сознанием), а «добро» и «зло» не абстрактны, а обусловлены системой ценностей, принятой в конкретном рассматриваемом обществе и привязанной к конкретной идеологии/религии, которые могут быть различными для разных обществ и цивилизаций. В дальнейшем планируется использовать разработанный инструментарий для анализа конкретных ситуаций и выявления/объяснения макросоциальных закономерностей (например, для анализа закономерностей цивилизационных циклов: взлета и падения Римской империи, СССР, современной Западной цивилизации). Результаты работы опубликованы в журнале «Компьютерные исследования и моделирование». Исследования проводились в рамках НОШ МГУ «Математика», проект № 24-Ш05-12.
В приведенном исследовании модели понятия «добра» и «зла» (позитивного и негативного полюса) не были конкретизированы. В реальных жизненных ситуациях «добро» и «зло» конкретны, поэтому использование модели применительно к этим ситуациям требует доопределения указанных моральных понятий. Так, если рассматривается ситуация, когда субъект вынужден сделать выбор: что приоритетнее – прагматизм (материальная выгода) или следование моральным принципам, то утилитарность можно считать негативным полюсом, а деонтологичнось – положительным.
Если рассматривается ситуация морального выбора в идеологизированном/религиозном обществе, то в нем понятия «добра» и «зла» определены нормативными/священными книгами и проблема выбора для субъекта заключается в том, поддаться ли искушению, нарушить моральные/религиозные требования (негативный полюс) или быть морально стойким (позитивный полюс).
По мнению доктора технических наук профессора факультета глобальных процессов С.Ю. Малкова, «Модель позволяет переводить на математический язык и интерпретировать явления, ранее подвергавшиеся лишь гуманитарному анализу. Например, широко известна фраза, приписываемая Бисмарку: “революции задумывают гении, осуществляют фанатики, а пользуются результатами отпетые негодяи”. На языке модели “гении” – это те, кто в условиях социального кризиса предлагают обществу новую систему ценностей (новые понятия о “добре” и “зле”); “фанатики” – это те, кто в новой системе ценностей характеризуются интенцией х3=1 и показателем “оппортунизма” k=1; “отпетые негодяи” – это те, кто в новой системе ценностей характеризуются интенцией х3=0 и показателем “оппортунизма” k=1 (то есть это циники, которые поступают аморально с выгодой для себя, пользуясь тем, что окружающие действуют морально, накладывая на себя самоограничения)».
Математическое моделирование показало, что в случае манипулирования сознанием (или искаженного восприятия действительности) действия субъекта существенно сильнее отклоняются к негативному полюсу, чем в случае, когда субъект является «объективным» и неискаженно воспринимает давление внешнего мира. Этот результат свидетельствует о вреде манипулирования (пусть даже с благими намерениями) и пользе правды, хоть и горькой.
В приведенном исследовании модели понятия «добра» и «зла» (позитивного и негативного полюса) не были конкретизированы. В реальных жизненных ситуациях «добро» и «зло» конкретны, поэтому использование модели применительно к этим ситуациям требует доопределения указанных моральных понятий. Так, если рассматривается ситуация, когда субъект вынужден сделать выбор: что приоритетнее – прагматизм (материальная выгода) или следование моральным принципам, то утилитарность можно считать негативным полюсом, а деонтологичнось – положительным.
Если рассматривается ситуация морального выбора в идеологизированном/религиозном обществе, то в нем понятия «добра» и «зла» определены нормативными/священными книгами и проблема выбора для субъекта заключается в том, поддаться ли искушению, нарушить моральные/религиозные требования (негативный полюс) или быть морально стойким (позитивный полюс).
По мнению доктора технических наук профессора факультета глобальных процессов С.Ю. Малкова, «Модель позволяет переводить на математический язык и интерпретировать явления, ранее подвергавшиеся лишь гуманитарному анализу. Например, широко известна фраза, приписываемая Бисмарку: “революции задумывают гении, осуществляют фанатики, а пользуются результатами отпетые негодяи”. На языке модели “гении” – это те, кто в условиях социального кризиса предлагают обществу новую систему ценностей (новые понятия о “добре” и “зле”); “фанатики” – это те, кто в новой системе ценностей характеризуются интенцией х3=1 и показателем “оппортунизма” k=1; “отпетые негодяи” – это те, кто в новой системе ценностей характеризуются интенцией х3=0 и показателем “оппортунизма” k=1 (то есть это циники, которые поступают аморально с выгодой для себя, пользуясь тем, что окружающие действуют морально, накладывая на себя самоограничения)».
Математическое моделирование показало, что в случае манипулирования сознанием (или искаженного восприятия действительности) действия субъекта существенно сильнее отклоняются к негативному полюсу, чем в случае, когда субъект является «объективным» и неискаженно воспринимает давление внешнего мира. Этот результат свидетельствует о вреде манипулирования (пусть даже с благими намерениями) и пользе правды, хоть и горькой.