1 июня 2024 года на факультете глобальных процессов МГУ в рамках МНОШ «Математика» состоялся круглый стол «Цивилизации как объект междисциплинарного исследования». Участники обсудили вопросы цивилизационного развития мирового сообщества, рассмотрели различные концепции и подходы к пониманию исторического процесса в целом, а также отдельных государств и их альянсов. При этом каждый был ориентирован на то, чтобы с позиции своих профессиональных интересов дать рабочее определение понятию «цивилизация». Ставилась задача в результате обсуждения и обмена мнениями определиться в общих подходах к содержанию понятия «цивилизация», которое является основополагающим для данного проекта. Результаты круглого стола опубликованы в журнале «Век глобализации».
В приведенном исследовании дано несколько определений понятия «цивилизация», упомянуты закономерности формирования, существования цивилизаций, а также вызовы и угрозы для них как в рамках общего культурно-исторического процесса, так и на современном этапе.
Как отмечает профессор факультета глобальных процессов МГУ Александр Чумаков, под влиянием процессов глобализации к началу ХХ в. человечество окончательно обрело глобальные очертания, и ранее существовавшие обособленно культурологический и цивилизационных подходы к пониманию мира перестали быть актуальными. На смену им пришел объединяющий культурно-цивилизационный подход, подразумевающий сосуществование культурного разнообразия и процесса унификации норм и принципов цивилизационных отношений. Таким образом, в условиях глобальной взаимозависимости есть смысл рассматривать различные общественные системы не как отдельные культуры или цивилизации, а как культурно-цивилизационные системы.
Коллектив междисциплинарного семинара Филиала МГУ в городе Севастополе также заостряет внимание на культурной составляющей цивилизации, но через понятие культурного кода и предлагает следующее определение: «сложившаяся эволюционным путем достаточно устойчивая во времени и локализованная географически система организации общества, основанная на аутентичном для этого общества культурном коде», где основой культурного кода считаются духовно-нравственные ценности, позволяющие цивилизации самовоспроизводиться и быть более устойчивой к влиянию других цивилизаций и различным внешним воздействиям.
Доктор философских наук Леонид Гринин обращает внимание на идеологическую составляющую цивилизации: «культурно-идеологические скрепы в цивилизации представляет именно идеология — через религию или какое-то идеологическое учение». Эта позиция отражена в определении, представленном к.б.н. Антоном Грининым: «цивилизация — это особый тип пространственных временных группировок обществ на определенных стадиях исторического развития человечества, который выделяется прежде всего в плане культурно-идеологических особенностей и характеризуется значительной устойчивостью и длительностью существования».
Исходя из названия проекта («Цивилизации как объект математического моделирования»), одной из важнейших задач в рамках данного исследования является формулирование такого определения цивилизации, которое позволило бы математикам и программистам непротиворечиво рассматривать его содержание как объекта математического моделирования. Учитывая данный аспект, важно рассмотреть позицию профессора факультета глобальных процессов МГУ Сергея Малкова. Важную роль он отводит цивилизационной динамике — процессу, характеризующему жизненный цикл цивилизации, а также сложности определения границ распространения различных цивилизаций. Предлагаемое им определение касается скорее локальных цивилизаций: «проверенная временем система жизнедеятельности и функционирования общества, обеспечивающая долгосрочную внешнюю (геополитическую и социоприродную) и внутреннюю устойчивость социума в конкретных исторических условиях на основе выработанных обществом социальных и материальных технологий, закрепленных в культуре и социальных институтах». Более емким, но также отвечающим задачам проекта определением является предложенное доцентом факультета глобальных процессов Станиславом Билюгой: «Цивилизация — совокупность этнических общностей, которые имеют общие исторические ценности, характерные для одной традиционной идентичности, а именно — территориальные, материальные, духовные, культурные, исторические, политические, моральные, эстетические, ментальные и другие».
Таким образом, представленное исследование позволило систематизировать ключевые подходы к определению «цивилизация», выявить ключевые закономерности развития цивилизаций в целом и под влиянием процесса глобализации. Полученные знания позволяют выделить критерии для подбора данных при построении математических моделей анализа цивилизационной динамики.
В приведенном исследовании дано несколько определений понятия «цивилизация», упомянуты закономерности формирования, существования цивилизаций, а также вызовы и угрозы для них как в рамках общего культурно-исторического процесса, так и на современном этапе.
Как отмечает профессор факультета глобальных процессов МГУ Александр Чумаков, под влиянием процессов глобализации к началу ХХ в. человечество окончательно обрело глобальные очертания, и ранее существовавшие обособленно культурологический и цивилизационных подходы к пониманию мира перестали быть актуальными. На смену им пришел объединяющий культурно-цивилизационный подход, подразумевающий сосуществование культурного разнообразия и процесса унификации норм и принципов цивилизационных отношений. Таким образом, в условиях глобальной взаимозависимости есть смысл рассматривать различные общественные системы не как отдельные культуры или цивилизации, а как культурно-цивилизационные системы.
Коллектив междисциплинарного семинара Филиала МГУ в городе Севастополе также заостряет внимание на культурной составляющей цивилизации, но через понятие культурного кода и предлагает следующее определение: «сложившаяся эволюционным путем достаточно устойчивая во времени и локализованная географически система организации общества, основанная на аутентичном для этого общества культурном коде», где основой культурного кода считаются духовно-нравственные ценности, позволяющие цивилизации самовоспроизводиться и быть более устойчивой к влиянию других цивилизаций и различным внешним воздействиям.
Доктор философских наук Леонид Гринин обращает внимание на идеологическую составляющую цивилизации: «культурно-идеологические скрепы в цивилизации представляет именно идеология — через религию или какое-то идеологическое учение». Эта позиция отражена в определении, представленном к.б.н. Антоном Грининым: «цивилизация — это особый тип пространственных временных группировок обществ на определенных стадиях исторического развития человечества, который выделяется прежде всего в плане культурно-идеологических особенностей и характеризуется значительной устойчивостью и длительностью существования».
Исходя из названия проекта («Цивилизации как объект математического моделирования»), одной из важнейших задач в рамках данного исследования является формулирование такого определения цивилизации, которое позволило бы математикам и программистам непротиворечиво рассматривать его содержание как объекта математического моделирования. Учитывая данный аспект, важно рассмотреть позицию профессора факультета глобальных процессов МГУ Сергея Малкова. Важную роль он отводит цивилизационной динамике — процессу, характеризующему жизненный цикл цивилизации, а также сложности определения границ распространения различных цивилизаций. Предлагаемое им определение касается скорее локальных цивилизаций: «проверенная временем система жизнедеятельности и функционирования общества, обеспечивающая долгосрочную внешнюю (геополитическую и социоприродную) и внутреннюю устойчивость социума в конкретных исторических условиях на основе выработанных обществом социальных и материальных технологий, закрепленных в культуре и социальных институтах». Более емким, но также отвечающим задачам проекта определением является предложенное доцентом факультета глобальных процессов Станиславом Билюгой: «Цивилизация — совокупность этнических общностей, которые имеют общие исторические ценности, характерные для одной традиционной идентичности, а именно — территориальные, материальные, духовные, культурные, исторические, политические, моральные, эстетические, ментальные и другие».
Таким образом, представленное исследование позволило систематизировать ключевые подходы к определению «цивилизация», выявить ключевые закономерности развития цивилизаций в целом и под влиянием процесса глобализации. Полученные знания позволяют выделить критерии для подбора данных при построении математических моделей анализа цивилизационной динамики.