С результатами подробного анализа развития в Московском университете системы научно-образовательных школ выступил ректор МГУ В.А. Садовничий. «В основе научно-образовательной деятельности университета лежат два основных рычага — фундаментальность и междисциплинарность. Именно их максимально полному раскрытию призваны служить научно-образовательные школы, созданные два года назад в Московском университете как инновационная форма научно-образовательной деятельности», — подчеркнул ректор. Виктор Антонович напомнил, что их созданию предшествовала большая работа по анализу применяющихся в высшей школе научно-образовательных технологий, анализ лучших отечественных и зарубежных практик, поиск новых, более эффективных методов научных исследований и работы со студентами в рамках учебного процесса. «Два года назад с одобрения Ученого совета университета на Конференции членов трудового коллектива и обучающихся было принято решение о создании семи научно-образовательных школ Московского университета, которые стали продолжением давней идеи сближения научной и образовательной деятельности на принципе междисциплинарности. Еще десять лет назад мной была выдвинута идея межфакультетских образовательных курсов, которые с тех пор стали значимой частью научно-образовательного ландшафта университета, востребованным механизмом получения новых знаний на стыке наук и дисциплин. Сегодня в университете их более 300. Эта идея высоко оценивается как самими студентами, как и коллегами по университетскому сообществу», — отметил Виктор Антонович.
«В 2020 году, двигаясь в этом же направлении, мы выдвинули и защитили концепцию научно-образовательных школ, преодолели определенную инерцию на старте ее реализации, связанную с вопросами о возможном дублировании функций факультетов, уже сложившихся научных команд и внутривузовских исследовательских коллабораций. Это потребовало частично перестроить научно-образовательную деятельность университета, по-новому структурировать работу на базе двух ключевых составляющих — науки и образования. Подобно тому, как при создании факультета фундаментальной медицины 30 лет назад первоначально были возражения, непонимание его задач, так и идея научно-образовательных школ потребовала времени на ее принятие, осознание возможностей, открывающихся с ее реализацией», — добавил ректор.
Виктор Антонович обратил внимание, что по сути научно-образовательные школы МГУ — это консорциумы подразделений университета, занимающихся разными направлениями знаний. Сегодня на этой платформе работает значительное число педагогических и научных сотрудников — их уже более 2 тысяч, причем половина из них — это научная молодежь. Школы получили серьезное финансирование из средств Программы развития Московского университета, объединяют значительный интеллектуальный и инфраструктурный потенциал. Самые различные факультеты объединились вокруг новых магистерских образовательных программ, успешно реализуют программы дополнительного образования, проводят летние школы, совместные семинары и, конечно, идут к новым научным свершениям.
Ректор кратко рассказал о достижениях каждой из семи научно-образовательных школ МГУ. Так школа «Фундаментальные и прикладные исследования космоса» успешно реализует задачи создания и запуска новых спутников, в том числе в рамках проекта развития орбитальной группировки Московского университета к его юбилею — «Созвездие-270», продолжаются высокорезультативные наблюдения на Кавказской горной обсерватории. Школа «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» реализует программу «Золотой фонд МГУ» с сверхзадачей систематизации и изучения лучших научных и художественных коллекций университета, введения в научный и социальный оборот собранных многими поколениями ученых материальных культурных богатств. Сегодня на сайте проекта представлено уже 47 уникальных коллекций из запасников факультетов, университетской библиотеки, архивов и фондов. Школа «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» гармонично сложилась вокруг команды научного мегапроекта «От естественного интеллекта — к искусственному», интегрируя исследовательский потенциал биологов, медиков, математиков, кибернетиков. Активно работают команды школ «Математические методы анализа сложных систем», «Молекулярные технологии живых систем и синтетическая биология», «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина», «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды». Они осуществляют научный поиск в области сверхзвука, ищут различные ключи к болезням цивилизации, двигаются в направлении решения глобальных, стоящих перед всем человечеством, задач в области климата и экологии.
По словам академика В.А. Садовничего, в большинстве школ есть центральный ведущий проект, демонстрирующий возможности этого подхода. Например, в школе «Математические методы анализа сложных систем» — это математическое моделирование, с помощью которого идет поиск моделей мировой динамики: к 50-летию известного доклада Медоуза «Пределы роста» составлен доклад Римскому клубу. Не менее известна и работа по созданию комплексной модели распространения пандемии, в соответствии с которой сделан и направлен в правительство прогноз, предсказавший к концу 2022 года постепенное затухание болезни с небольшими выбросами. Свои исследования школа «Фотоника» успешно сочетает с востребованной практической работой на базе МНОЦ МГУ и Городской клинической больницы № 67 им. Л. А. Ворохобова. Итогом этой работы стала новая специальность — медицинская физика, актуальность появления которой защищена в ходе межуниверситетских семинаров с Первым МГМУ имени И. М. Сеченова, ведущими региональными медуниверситетами. Климатологи Московского университета активно осваивают возможности университетского карбонового полигона Чашниково и уже получили 10 патентов по результатам своей научной работы.
Как отметил Виктор Антонович, действительно в рамках НОШ МГУ уже сделано немало, но существуют и значительные резервы для повышения эффективности и востребованности потенциала школ. Ректор поставил задачу повышения доли опубликованных междисциплинарных научных статей по итогам совместных исследований, усиления образовательной функции школ. Есть резервы и в расширении международной составляющей экспертных центров НОШ.
В.А. Садовничий еще раз подчеркнул, что проект имеет огромный потенциал, который должен быть реализован в полной мере. Для этого Программой развития МГУ предусмотрены значительные средства, университет концентрирует лучшие научно-образовательные кадры, привлекает талантливую научную молодежь.
«Научно-образовательные школы Московского университета сегодня — это мощные инфраструктурные ресурсы, огромный кадровый потенциал, беспрецедентная в современной истории российской высшей школы концентрация умов, знаний, талантов, технологий. Мы не просто первыми пошли по этому пути, прокладывая дорогу для коллег из других вузов и даже стран. Вопрос повышения эффективности НОШ носит важнейший, принципиальный характер. Он открывает возможности для синтеза науки и образования, деятельности в новой парадигме научного поиска, формирует механизм расширенного воспроизводства научных кадров, содействует апробации эффективных решений в создании и трансфере в экономику новых знаний. Научно-образовательные школы МГУ — это наше ноу-хау, наше лицо, это будущее Московского университета», — заключил В.А. Садовничий.
Научные руководители и координаторы НОШ МГУ поделились с коллегами результатами и планами научно-образовательной деятельности в рамках этого формата консолидации и практического приложения интеллектуального потенциала университета.